Рубрика Мир -
1.Путешествия
Вот так Африка! Что за Африка!
Историю можно учить в заснеженной Москве, сидя под зеленой лампой в гулком зале библиотеки. А можно - под ярким африканским солнцем, гуляя по древним улочкам и раскапывая в песке вековые сокровища.Некая девушка отправилась со своей подругой в самое настоящее Марокко. И никакой мороки!
Большой Атлас. Мятный чай. Аргана, козы-кошки.
Африканская ночь встретила нас холодным ветром. Но унывать некогда – наутро отправляемся в Марракеш. По пути мы должны преодолеть Большой Атлас – знаменитую горную систему Северной Африки. От жары и перепада высот кружится голова, и я бессовестно засыпаю. Лиза время от времени теребит меня ("Смотри, какие горы!") и пытается фотографировать прямо из автобуса. Вот и первая остановка в горах: заправка, кафе, сувенирная лавка, обмазанные глиной домики. В кафе подают апельсиновый сок и мятный чай: душистую траву заваривают в серебряном чайнике с тонким изогнутым носиком и наливают тоненькой струйкой. Смотреть на это хочется бесконечно – завороживает. Заметно посвежев, отправляемся в путь.
Большой Атлас оказался очень красивый – рыжие, красные, желтые каменные глыбы, то и дело попадаются рощи арганы. Это дерево похоже на оливу, а из его ягод делают масло, которое, как говорят, помогает от всех болезней, выпадения волос, целлюлита и даже от несчастной любви. (Надо будет запастись бутылочкой!). У одной из таких рощиц нас ждет настоящий сюрприз: с веток, словно нашкодившие коты, на нас спрыгивают... козы. Оказывается, им очень нравятся побеги арганы и, забыв всякий страх и стыд, они лезут на деревья.
Марракеш, Джама-эль-Фна.
Раньше мне казалось, что любой африканский город – это смесь разных стилей, жанров и красок. Но Марракеш оказался другим. Здесь все: дома, стены, ограды – нежного терракотово-розового цвета. А вокруг – пронзительно синее небо. Дома прячутся за высокими стенами, окна выходят во двор с садом и фонтаном. Но снаружи – только стены. Если бы не их цвет, здесь было бы, наверное, довольно мрачно.
Мы пошли гулять в медину ("старый город", хотя что здесь не старое?) – узкие кривые улочки, глухие стены, ни одного деревца. Прохожие одеты в длинные балахоны с капюшонами и бабуши – смешные кожаные туфли с загнутыми носами. Я немного занервничала – казалось, что из-за поворота сейчас как выскочит Али-Баба со своими разбойниками! Если бы не наш проводник Абдулати, который настойчиво предлагал поужинать именно здесь, я бы, наверное, трусливо вернулась в отель. Но он указал на неприметную дверку в бесконечной стене, и повинуясь, мы вошли.
Да... Полутемный коридор заканчивался зеркалом в старинной раме и огромным букетом роз. Розы были повсюду, даже пол устилали нежные лепестки. На стенах – резьба замысловатой арабской вязи и мозаика из цветных камешков. Марокканская кухня – это что-то. Но рассказать стоит, пожалуй, о двух вещах. Во-первых, кус-кус – блюдо наподобие русской пшенной каши, но нежнейшее, как густые сливки, и просто тает во рту. Во-вторых, тажин. На первый взгляд ничего особенного, просто тушеное мясо со специями и фруктами. Но готовят и подают его в плоской глиняной тарелке с высокой крышкой. Мясо томится в ней на углях несколько часов и становится необыкновенно мягким и нежным.... В общем, когда мы вновь оказались в старом городе, он уже не казался нам таким чужим, и мы решили, несмотря на сгустившуюся темноту, побродить немного по кривым переулкам. Вскоре до нас стал доноситься странный гул – мы приближались к знаменитой площади Марракеша, Джама-эль-Фна: залитая огнями, она гудела, словно растревоженный улей. В центре площади стояло множество передвижных кухонь, над которыми поднимались клубы пара: здесь готовили рыбу, улиток, мидии, овощи. А вокруг бушевал настоящий праздник: люди пели, танцевали, играли; примостившись на раскладных стульчиках, сидели гадалки, женщины делали татуировки хной, укротители змей устраивали представления...
Фес. Потерялись!
На рассвете мы отправились в Фес – священный город, основанный одним из сыновей дочери пророка Магомета. Расположен он вдоль реки, поэтому здесь довольно много зелени. Но мы гуляем по медине, нам жарко и тесно. Ну и дух! Оказалось, едкий запах исходит от кожевенных мастерских, расположенных прямо на крышах домов. В Марокко до сих пор выделывают кожу по древней технологии – никакой химии, только натуральные краски из растений и минералов: шкуры опускают в огромные глиняные чаны с яркой разноцветной жижей.
Следующий пункт программы – музей ислама и мечеть Карауин (при мечети есть еще и медресе – высшая школа, что-то вроде нашего университета). Мы идем за Абдулати. Улочки узкие, приходится то и дело останавливаться и пропускать торговцев и осликов с поклажей… В общем, стоило зазеваться – и мы потерялись. Сюжет восточной сказки развивался самым стремительны мобразом. Спрашиваем у торговца, как пройти к мечети Карауин. Он задумывается, поворачивается к соседу, говорит с ним по-берберски, идет к другому соседу, тот говорит, что сам-то он не знает, но знает человека, который знает… Что ж, делать нечего, идем за ним. Точнее, бежим, оглядываясь и боимся потеряться опять. Направо, налево, переулок, площадь… Уф, наконец-то. Но не тут-то было! Оказалось, что тот, кто «знает», на самом деле знает человека, брат которого знает того, кто точно знает...! Если бы не озабоченные лица наших проводников, мы бы решили, что они над нами издеваются. Вдруг Лиза ускоряет шаг. Куда она? Ну конечно, как мы раньше не догадались, – к полицейскому! Страж порядка удивленно пожал плечами: «Карауин? Да вот же». Оказывается, все это время мы проходили мимо. Буквально падая от усталости, осматриваем храм науки и идем искать Абдулати.
Океан.
Наконец мы в Агадире, живем в красивом отеле с бассейном и рестораном – можно расслабиться. К тому же океан совсем близко, а я его никогда раньше не видела. Только что это за путешествие? Отели-то везде одинаковые. Что ж, берем напрокат старенький «лэнд-ровер» и в очередной раз пускаемся в путь – к рыбацкой деревушке под названием Рбат, километрах в восьмидесяти от Агадира.
Через час мы на месте. Высокий обрывистый берег, внизу – океан. Ни солнца, ни горизонта – только туман и ветер, пробирающий до костей. Ничего себе Африка! Спускаемся к воде. Пахнет йодом и рыбой. На песке – лотки с украшениями из ракушек и камней и огромные раковины ропанов. Накупаем целую кучу всяких бус и браслетов и медленно бредем вдоль берега. Вот и «деревня». Пожалуй, это самое необычное из всех поселений, что мне приходилось видеть. «Дома» – это крохотные пещерки в скалах у самой воды, прикрытые от посторонних дверьми с номерами (!). Каменная лестница уходит в небо, а над обрывом – ярко-синие лодки. Почему эти люди здесь живут, как укрываются от непогоды?
С одним из рыбаков мы познакомились. Хасан ловит рыбу, тусуется с серферами, мастерит фенечки. Пока мы болтали, выглянуло солнце. Ну как было не искупаться!... Не знаю, захочу ли я сделать это еще раз – океанская волна оказалась очень коварная.
Уезжали мы вечером. Солнце красным расплывшимся шаром катилось за горизонт, стремительно опускался туман. Хасан шел с нами до самой дороги – ему не хотелось расставаться.
Я закрываю глаза и хочу запомнить и унести с собой все – базарную толчею и запах мяты, крики птиц по ночам в саду, пальмы, похожие на удивленных жирафов, туман, холодный ветер, запах моря и горячий песок - живую историю.